В этом году «ОДК — Газовые турбины» празднует первый юбилей ― десять лет. Но история этого уникального предприятия, конечно, намного глубже. Современная компания ― правопреемник Волжского машиностроительного завода, славившего Рыбинск в 20-м веке. Выросший на левом берегу из бывшего рабочего посёлка микрорайон Волжский с его оригинальной архитектурой, спортивными и культурными комплексами, социальной инфраструктурой ― самый лучший памятник и предприятию, и его легендарному руководителю Анатолию Герасимову. Сегодня забота о микрорайоне и его жителях перешла новому заводу — «ОДК — ГТ». О том, как десятилетие назад сформировалась компания, «Черёмуха» говорит с тремя её сотрудниками, каждый из которых работал здесь с первого дня. Представляем вам искреннюю историю большого предприятия через призму личных взглядов и частных суждений.

Наш первый собеседник — начальник производства по сборке контейнеров подразделения №927 Олег Петров ― в самом начале разговора обратил внимание на два юбилея. Первый ― десятилетие ― сегодня у всех на слуху, второй получил меньшую известность и, наверное, более дорог тем, кто долгие годы работал на ВМЗ. Волжского машиностроительного завода, который в этом году отметил бы 80-летие, не стало в 1999-м после слияния с «Рыбинскими моторами». Тогда же на предприятие пришёл и наш герой.

Олег Петров, начальник производства по сборке контейнеров подразделения № 927: «17 лет назад по приглашению тестя я устраивался ещё на ВМЗ и пережил превращение предприятия в завод ПГУ, затем в “Сатурн”, в “Сатурн — Газовые турбины” и, наконец, в “ОДК — Газовые Турбины”. Пришёл я инженером по инструменту в цех №5. В 2006-м году возглавил службу инструментального хозяйства всё того же цеха. В ней тогда работали четыре человека: два слесаря-инструментальщика, заточник и кладовщица. Весь набор наших обязанностей заключался в том, чтобы ремонтировать оснастку и обеспечивать производство инструментом. Сегодня в моём подчинении уже 250 человек. Но это отражает не только мой личный карьерный рост, но и огромный путь развития, который компания прошла за эти 10 лет. На историю завода многое повлияло, в том числе и те изменения, которые произошли у нас в стране и в мире, да и сами мы, надо отдать должное, перестраиваем своё отношение к работе и производственным процессам».

Завод и цех, говорит Олег, за эти 17 лет изменились до неузнаваемости. В модернизацию производства вложены большие деньги. Современные станки позволяют получать готовые части, дальше остаётся сборка ― просто сложить их, как пазлы. Благодаря этому, производительность выросла в десятки раз. Когда-то об этом могли только мечтать.

Олег Петров: «Первая зарплата была такая: макароны, тушёнка и рублей 150. Я просто был в шоке. Но терпел и надеялся, как все. Наверное, году в 2002-м я внутренне почувствовал, что завод пережил тяжёлые времена и дальше будет только развиваться. Это момент, когда у нас появилась первая лазерная установка, и мы смотрели на неё, как на чудо. В 2014-м году я серьёзно задумался, как жить дальше. Тогда я принял для себя решение перейти с основного производства во вспомогательное. Я проработал в цехе №907 буквально полгода, но бывший начальник уговорил меня вернуться, и сегодня я об этом нисколько не жалею».

И всё-таки. Кто Олег Петров больше ― человек «Газовых турбин» или «Федеративной республики Герасимова», как в шутку называли ВМЗ в честь его директора, руководившего предприятием 30 лет и даже на пенсии продолжившего работу на заводе?

Олег Петров: «Наверное, я всё-таки отношу себя к человеку ВМЗ. Думаю, в нас, пришедших на завод в то время, осталась какая-то ниточка, связывающая с тем предприятием. Именно там зародилась неразрывная преемственность поколений. Это чувствовалось, даже когда я ещё не работал здесь, а только учился. Даже дети в то время знали завод, знали людей, которые там работают. И, конечно, знали его руководителя. Я застал Герасимова, он часто приходил к нам в цех. Он вместе с нами переживал кризис 90-х, сложности рыночных перемен. Он искренне радовался возрождению завода, тому, что он продолжил своё движение, пусть и по другой линии».

О том, что переход этот не был простым, вспоминает Николай Соколов, начальник управления монтажа, пусконаладки и сервисного обслуживания газотурбинных агрегатов. В 1999-м году он пришёл работать на «Сатурн», и уже оттуда перевёлся в только что присоединённое подразделение. Среди его задач было наладить производство и поставить его на принципиально другие рельсы.

Николай Соколов, начальник управления монтажа, пусконаладки и сервисного обслуживания газотурбинных агрегатов: «До 2003-го года я работал директором завода промышленных газовых установок. С 2006-го года “Сатурн — Газовые турбины” выделили в отдельное предприятие. После реструктуризации я перешёл на ту должность, которую занимаю сейчас. Когда-то я был первым человеком, которого бросили сюда поднимать новое направление. Обучение и переобучение местного персонала, восстановление цехов, всем приходилось заниматься.

Когда пришёл, обнаружил, что в цехах системы практически не функционируют, оборудование тоже. Эти проблемы казались поначалу неподъёмными, но потом появились и желание, и спортивный интерес восстановить производство. Весь персонал, который тогда принимался на работу, проходил через меня, я лично беседовал с каждым. Зарплата у всех тогда была низкая, а заводчанам нужно было жить и кормить свои семьи, поэтому многие годами работавшие сотрудники с предприятия ушли. Но когда народ увидел, что здесь появились и цель, и объёмы, и возможность зарабатывать, они вернулись».

Чтобы освоить новые возможности, приходилось иногда решать, казалось бы, нереальные задачи. Одной из таких был монтаж и запуск в эксплуатацию первой электростанции. В Нарьян-Маре.

Николай Соколов: «Там мы собирали два агрегата ГТА-6РМ и под ключ строили здание. На тот момент это была единственная электростанция, которая полностью обеспечивала снабжение целого города. Обеспечивает и сейчас. Мы работали в условиях крайнего севера без макетных сборок, без наработанных технологий, фактически на удаленном доступе — ведь прибрести или изготовить недостающие комплектующие на месте мы не могли. Это было самое сложное: научиться процессу запуска и наладки самому и затем научить ему других. Но любое дело делают люди. Тогда мы работали, не считаясь с личным временем, без выходных, по 14 часов. Да, это было тяжёлое время, но я вспоминаю о нём с удовольствием, потому что было сделано большое дело. Мы освоили выпуск продукции, которой до этого на предприятии никто не занимался».

По мнению Николая Соколова, примерно в 2003-м году завод окончательно встал на новый и стабильный путь развития. И с тех пор изменилось очень многое: от оборудования до квалификации персонала, которая значительно выросла. Небывалыми темпами увеличивались объёмы производства.

Но о таких деталях лучше расскажет наш третий собеседник — заместитель директора по закупкам и транспорту «ОДК — Газовые турбины» Евгений Кошлаков.

История Кошлакова принципиально отличается от двух предыдущих. Он не родился в Рыбинске, не работал на ВМЗ в девяностые или в начале нулевых. Его целенаправленно пригласили на предприятие в 2006-м году, чтобы придать только что родившейся самостоятельной компании новую динамику.

Евгений Кошлаков, заместитель директора по закупкам и транспорту: «На момент моего прихода в НПО “Сатурн” была создана рабочая группа из десяти человек, которая занималась организацией нового юридического лица. До этого я работал в Ярославле. После того, как все формальности уладили, я занял должность главного бухгалтера предприятия. Конечно, компанию создавали не на пустом месте: к 2006-му году здесь неплохо работало производство газотурбинных агрегатов, и уже был небольшой штат бухгалтеров».

Евгению Кошлакову доверили открыть первый расчётный счёт и заказать первую печать. К первому ноября рабочая группа выполнила все задачи, и свой отсчёт начали те самые десять лет, которые «ОДК ― ГТ» отмечает в этом году.

Евгений Кошлаков: «Я помню всех директоров с момента создания компании. Безусловно, мы выросли в разы за эти десять лет: если выручка по итогам 2008-го года была около трёх миллиардов рублей, сейчас она превышает 10 миллиардов, и это общая заслуга всего коллектива. Я думаю, задача коллектива компании в том, чтобы сохранить набранные темпы. При этом, считаю, что это очень важно, за 10 лет основной костяк моих коллег сохранился».

Парадокс в том, что время кризисов 2008-го и 2014-го годов предприятие использовало для освоения новой продукции: если до 2006-го структурное подразделение «Сатурна» производило только агрегаты мощностью в два с половиной, четыре и шесть мегаватт, то уже самостоятельная компания с 2009-го освоила выпуск установок мощностью 10, 16 и даже 25 мегаватт, которые сегодня востребованы рынком.

По словам Кошлакова, в своё время он согласился поменять Ярославль на Рыбинск, потому что любит работать над новыми проектами, которые разрабатываются с нуля. Именно поэтому, когда посчитал, что его миссия на «ОДК ― ГТ» выполнена, решил покинуть компанию.

Евгений Кошлаков: «Так совпало, что именно в этом году я предпринял попытку уйти с завода. Перешёл на новый проект в совершенно другой отрасли, не связанной с машиностроением. Но время показало, что меня что-то держит здесь, на “Газовых турбинах”, и я вернулся. И сегодня считаю, что если всё сложится, то на пенсию буду уходить именно с “ОДК — ГТ”».

Пожалуй, это главная мысль, которая объединяет трёх очень разных героев этого материала. Каждый из них пришёл на разные предприятия, каждый из них на своем месте привык преодолевать трудности, что в первые годы работы, что сейчас. И все они готовы работать на «Газовых турбинах» долгие годы. Здесь не имеет значения, какое завод носит название, главное, чтобы, несмотря на все вызовы времени, он сохранял свое стремление в будущее.

Поделиться мнением