На этой неделе планета отпраздновала Всемирный День театра, к которому РДТ представил уже традиционный капустник. Как всегда — полный аншлаг. Постановку повторят в предстоящие выходные, но билетов в продаже уже нет. Такой успех театра у зрителей, во многом, заслуга его директора Ирины Петровой. Встретиться с ней для интервью оказалось не просто — график расписан по минутам.

Строгий руководитель, привыкшая решать десятки задач по всем фронтам, становится улыбчивой и вдохновлённой, как только речь заходит об успехах и мечтах. Не её, а всех, кто служит театру. За всю беседу ни одного «я», только «мы» и «наш».

Говорим о первых итогах и ярких событиях 192-го сезона, судьбе «Другой сцены», гастролях и планах на будущее. Что подарил нашему театру губернатор Саратовской области и почему на его сцене не ставят спектаклей о политике?

— Ирина Петровна, близится к концу 192-й сезон. Какие события в жизни театра вы считаете самыми яркими?

— Год очень насыщенный! В ноябре побывали на ХХ Международном фестивале камерных спектаклей по произведениям Фёдора Достоевского в новгородской Старой Руссе. Фестиваль солидный — четыре страны и около пятнадцати театров. Мы возили «Белые ночи» режиссёра Натальи Николаевой. Его приняли очень тепло. Актриса Даша Виноградова получила за него лучшую женскую роль. Мы гуляли там по скверам и улочкам, по которым когда-то ходил Достоевский, были в музее. Ребятам это очень помогло настроиться, ведь спектакль играли сразу после прогулки, вечером.

Запомнилась поездка на Фестиваль театров малых городов России, который для нас очень важен. Он проходил в городе Вольске Саратовской области. Проводит его Театр наций под патронатом Евгения Миронова. Отбор на этот фестиваль идёт полгода, попасть сложно. Мы ездили в шестой раз, представляли «Зойкину квартиру» по пьесе Булгакова. Приняли хорошо и критика была соответствующая. А от губернатора Саратовской области за современное прочтение классики получили замечательный подарок —большой телевизор. Поездок выдалось много, и наград тоже. Но большее значение для нас имеет возможность смотреть на другие театры. Это своего рода мастер-классы.

 

— В апреле у вас на гастролях Кинешемский драматический театр. А где ждут вас и чем будете удивлять зрителей?

— В Кинешме. У нас так называемый взаимообмен. Они к нам, а мы к ним. И даже в одно время. Это удобно в плане организации и расходов. Мы покажем спектакли, выбранные ими — «Как боги», «Мужская работа» и «Щелкунчик». Кстати, Кинешемский театр у нас не в первый раз. Дважды они привозили спектакли, которые собирали аншлаг. Сейчас наш зритель увидит их премьерные постановки, среди которых есть и детские сказки. Билеты, в основном, уже проданы. Приглашаем рыбинцев на пластический спектакль «Люблю и ненавижу», у нас такого пока нет [в пластическом спектакле средство выражения — телодвижения, а не слово, — редакция]. Там прекрасно всё — музыка, костюмы, декорации. Если зрителю понравится, мы, несомненно, включим в наш репертуар какую-нибудь пластическую постановку.

 

— В начале этого сезона вы запустили «Другую сцену». Проект получит развитие?

— Когда мы открывали его, очень волновались. Получится ли? Но «Белые ночи» Натальи Николаевой имели успех. В плане коммуникации со зрителем, фразами и эмоциями, это лучший вариант. Много спектаклей провели для старшеклассников. Они потом по второму разу приходили. Для них открылся другой Достоевский, романтичный. Теперь они знают, что Достоевский может быть разным. Проектом заинтересовался Ярославль. Мы раз семь-восемь возили туда эту постановку, и снова поедем. Нас приглашают школы.

Проект, конечно, продолжится. В начале апреля на «Другой сцене» премьера лирической комедии по мотивам произведения Леонида Зорина «Варшавская мелодия». Режиссёром выступил Владимир Калюкин, у него же мужская роль. Женская — у Наташи Левиной. Два замечательных актёра нашего театра! Сейчас с этим спектаклем работают по всей стране многие театры, он идёт с большим фурором. Думаю, у нас будет не менее интересно.

 

— 192-й сезон начался с премьеры, да какой — «Собачье сердце»! Что ещё нового планируете?

Поставим школьный репертуар по рассказам Чехова. Мария Сельчихина готовит «Барышню-крестьянку» Пушкина, это будет её дипломная работа. Маша — наша актриса, решившая получить режиссёрское образование, и мы её поддержали. Другие спектакли пока не обсуждали, скоро увидимся с режиссёром Петром Орловым и тогда примем решение. Орлов — всегда интересен зрителю, хотя кто-то его может и не принимать.

Булгакова кстати, хотим ставить каждый год. Его очень любят актёры. Они читают, выбирают сюжеты. Мы прислушаемся к их мнению.

 

— Большинство спектаклей в этом сезоне да и вообще в репертуаре театра так или иначе о любви, взаимоотношениях мужчины и женщины. Нет ли задумок представить зрителю и другие темы: социальные, околополитические, может быть?

— Наша жизнь — это любовь. Мы пришли на Землю благодаря любви какого-то высшего разума, для каждого из нас он свой. И живём ради любви, которая порождает новую жизнь. Она правит миром и искусством. Если мы покажем политику, это будет уже другой театр. Он имеет место быть. Но сегодня так много всего политического и на телевидении, и в интернете. Люди пресыщены обманом, ложью и чернухой. И в это время театру очень важно выстраивать репертуар таким образом, чтобы зрители не хотели бежать, смотрели классику, её современное прочтение, драмы и комедии. Конечно, благодаря творческим находкам режиссёров и актёров удаётся показывать постановки о любви, на которые идут.

 

— Видно, что у театра нет проблем с вниманием зрителя. Что ещё необходимо для развития?

— Мы мечтаем о своём фестивале. Но мечта пока витает в воздухе, нужны средства, конечно. Но, надеюсь, 2018-й станет для театра переломным. Мы серьёзно готовимся и на следующий год, уверена, проведём наш фестиваль. У нас замечательные актёры, они оттачивают мастерство, преподносят своё видение режиссёрам. Режиссёры привносят свои находки. Но без декораций, света, костюмов, причесок и прочего спектакль не состоится. У нас двенадцать цехов. Труд коллективный, и мелочей тут нет. Мне нравится высказывание: в театре не работают, театру служат.

Создать у нас театральную школу — ещё одно наше желание. Чтобы молодые рыбинцы начинали учиться актёрскому мастерству у нас, и после вуза возвращались. В этом году исполняется пятнадцать лет курсу ЯГТИ, который набирали здесь, в нашем театре. Эти актёры сейчас — основа труппы. И если бы не было тогда этого набора, не было бы уже и театра. Для развития такие целевые наборы крайне важны. Если сейчас ничего не предпринимать, театра не будет. А у нас главная проблема —всего одна сцена, помещение слишком маленькое. Вторая беда — трудно найти талантливую молодёжь. Мы объявляли набор, но записалось очень мало претендентов. В нашем городе мы не нашли десяти человек, способных заниматься. Родители не захотели дать своим детям образование Ярославского государственного театрального института, не потратив на это ни копейки. Парадокс.

 

— Как бы вы продолжили фразу «Скоро в нашем театре изменится…»?

— Многое. Например, недавно мы получили финансовую помощь на ремонт крыши. Также выделят средства на новое световое и звуковое оборудование, поэтому изменится оформление спектаклей. А ещё мы мечтаем, что к 200-летию [театр отметит юбилей в 2025-м году — прим. редакции] у нас будет новое здание. А мечты сбываются. Мы выросли из этого помещения, нам тут тесно.

Поделиться мнением