Пожалуй, ни одна рецензия не давалась мне ещё так тяжело. И не потому, наверное, что совсем нечего сказать по этому фильму – а потому, что не хочется говорить чего-то банального.

Раз лет, эдак, в десять случаются в кинематографии такие события, которые с большой буквы хочется назвать ЭПИЧНЫМИ. К подобным свершениям можно смело отнести завершение трилогии «Властелин колец» в 2003-ем или, например, выход на экраны последней части экранизации романа о Гарри Поттере прошлым летом. Но вот нашёлся фильм, который запросто переплюнул финальную часть о волшебнике и вполне заслуженно занял первую строчку в рейтинге самых крутых фильмов нынешнего десятилетия. И надо думать, не только десятилетия. Речь пойдет о кинокартине режиссёра Кристофера Нолана «Тёмный рыцарь: Возрождение легенды».

Что такое трилогия о Тёмном рыцаре? Первая часть – «Бэтмен: начало» –  это история переосмысления персонажа комикса воображением выдающегося (сейчас уже можно говорить об этом совершенно точно) постановщика Нолана. Последовавший за первым фильмом – «Тёмный рыцарь» – криминальная драма с феноменальным злодеем и выдающимися актёрами. Ну, а «Возрождение легенды» (в оригинале фильм имеет более изящное название – «The Dark Knight Rises») – это гимн великой борьбе добра против зла, силе духа Человека и его Веры в людей и этот мир. Да-да, пафос зашкаливает, но фильму это ничуть не вредит.

Кристофер Нолан сегодня один из немногих режиссеров в Голливуде, которому продюсеры доверяют снимать фильм с бюджетом 250 млн. $ и при этом не заставляют делать его в 3D. Это ещё одно подтверждение серьёзных намерений мастера, который не собирается выпускать под своим именем очередную блокбастерскую пустышку. Да и вообще, в связи с «Тёмным рыцарем» не хочется говорить о блокбастере, хотя, казалось бы, по всем признакам фильм подходит под это определение.

О чём это кино? Как и всегда в случае с супергероями, появляется суперзлодей, который хочет доказать всем, что мир не заслуживает того, чтобы его спасали. Собственно, вот таким топорным образом можно описать фабулу всех 3-х фильмов. Но именно в последней части это противостояние (которое здесь выглядит вовсе не банальным и не комичным) достигает максимального эмоционального накала. Неторопливое развертывание сюжета в первой трети фильма, периодически сменяющееся добротным экшеном, перерастает в поистине эпическое завершение этой истории — глобальный финал, длящийся более часа. Внезапные повороты сюжета, мелкие, но важные детали, постоянно меняющие ход повествования, изводят зрителя, не давая ни на секунду расслабиться и заставляя все больше сопереживать героям, хотя, казалось, что переживать уже невозможно. Невероятная эмоциональность – вот, что отличает «Возрождение легенды» от двух первых частей. Зритель и в самом деле понимает, что это ПОСЛЕДНИЙ фильм, что именно здесь найдут разрешение все сюжетные линии, все конфликты трилогии, что именно сейчас создатели скажут всё, что они хотели сказать этой серией. Нагнетанию атмосферы способствует и саундтрек (работа Ханса Циммера), и монтаж, и конечно же, игра актёров. Весь фильм, а особенно его вторая половина, захватывает дух, так что 165 минут – такова продолжительность «Возрождения легенды» – пролетят, не успеешь опомниться.

Персонажи все на своих местах. В подобной цельности также следует «винить» удивительный дар Кристофера Нолана отбирать актёров для своих фильмов. Здесь всё подчинено воле режиссёра, который точно знает что, как и где должен делать каждый из его «подчинённых». Энн Хэтэуэй хороша в роли женщины-кошки Селины Кайл – образ проработан до мелочей, вплоть до интонаций, похожих на мяуканье. Голос злодея Бэйна в исполнении британского актёра Тома Харди также достоин внимания – увы, в российском прокате к дубляжу этого персонажа отнеслись без должного пиетета, а это стоило бы сделать: герой Харди носит маску на лице, что придаёт его речи совершенно специфическое звучание. Бэйн, пожалуй, наиболее опасный из всех антагонистов Бэтмена. Воплощение грубой силы, восставшее в буквальном смысле из недр земли. На сцены сражений Бэтмена и Бэйна по-настоящему больно смотреть (в хорошем смысле): каждый удар ощущаешь физически, сила и подавляющая мощь Бэйна «выливаются» с экрана прямо в зрительный зал.

Герой Джозефа Гордона – Левитт являет собой субъекта, с одной стороны, довольно простенького и местами даже банального, однако, с другой, талант актёра сотворил персонажа – образчика кристальной честности и справедливости – ни разу не переиграв и не выдав ни одной фальшивой ноты.

По поводу актёров из предыдущих частей ранее уже сказали много хвалебных слов –  не хочу повторяться. Скажу только, что и Кристиан Бейл (Бэтмен/Брюс Уэйн), и Майкл Кейн (дворецкий Альфред), и Морган Фриман (Фокс), и Гари Олдман (комиссар Гордон) разыгрались здесь настолько, что и после двух первых фильмов сумели придать своим персонажам новое звучание.

Резюме: «Темный рыцарь: Возрождение легенды» — это выверенное до мелочей кино, показатель гения Кристофера Нолана как режиссера. Это фильм об извечной борьбе добра и зла, который, однако, не разочарует вас банальностью и излишней напыщенностью. Да, это блокбастер – но это не очередное «поп-корн муви» с крутыми спецэффектами, идиотским сюжетом и картонными героями. Конечно же, это всего лишь кино –  но кино, которое не даёт о себе забыть; эмоциональный призыв надолго оставляет след в сердцах зрителей. Уж простите за пафос. Но это завершение легендарной истории. Здесь без пафоса никуда.

Поделиться мнением