Знакомая недавно посетовала, что все трое её детей отказались от предложения учиться музыке. Мы её успокоили: музыкальное образование не такое простое, не всем за него стоит браться – если оно не поломает личность при отсутствии предрасположенности учащегося, то может привить «устойчивый иммунитет» к музыке.

В самом деле, многотысячная армия выпускников музыкальных школ в любом городе России могла бы составить не один симфонический оркестр, но ничего такого нет. Огромное большинство прошедших обучение музыке после того, как покидают стены учебного заведения, больше не прикасаются к инструменту…

Образование – не только воспитание, но и испытание. Музыкальное образование – испытание многократно более тяжёлое в сравнении с общим.

Собственно, талант – это, прежде всего, даже не слух, чувство ритма и память, а способность чувствовать смысл звука и природное желание что-то из звука делать. Эта первая способность – главная интенция в цепочке появления музыканта, она раскрывает вслед за собой и другие способности. Выдающийся композитор, дирижёр, инструменталист и музыкальный педагог Хайнц Холлигер говорил, что, если у студента есть «внутренний огонь», но есть какие-то проблемы с техникой игры на инструменте или пении, то эти проблемы преодолимы; но если у него технически всё получается, но отсутствует этот «внутренний огонь», то все усилия тщетны.

Моя супруга недавно побывала дома у той знакомой, у которой дети отказались учиться музыке. Она обратила внимание, что в течение всего довольно длительного времени их встречи в комнате, где находились дети, звучало радио с советскими и постсоветскими поп-шлягерами. Супруга спросила, много ли дети слушают такое. Знакомая ответила, что все уже давно на это радио и внимание перестали обращать.

Бедные дети… Их музыкальная интенция, если она и была, то уже подавлена в зачатке.

А мама одной из моих учениц недавно рассказала, что после одного концерта, где звучали сочинения Генделя, они с семьёй сели в машину, включили двигатель – зазвучало радио с песнями… Радио пришлось выключить – после звуков настоящих инструментов, воспроизводящих глубины и высоты человеческого духа, контент радиопрограмм показался совершенно излишним…

Создание музыки – удел немногих. Разумеется, я не имею в виду советские и другие «левые» субкультурные сферы. При этом её понимание на протяжении почти двух тысяч лет истории последних веков, истории становления европейской цивилизации, являлось одним из необходимых условий элементарной грамотности, обеспечивавшей простую гражданскую дееспособность.

Поделиться мнением