Рыбинский драматический театр
Здравствуйте, я ваша тётя!
Уолтер Брэндон Томас
Режиссёр — Пётр Орлов
Художник — Татьяна Петрушова
Композитор — Владимир Брусс

 

Рыбинский драматический театр снова доказал, что не боится конкуренции с кинематографом. Комедия «Здравствуйте, я ваша тетя» известна и любима зрителем по фильму Виктора Титова. Трудно отрешиться от очарования Калягина в роли тётушки Чарли, когда смотришь очередную театральную постановку по комедии-фарсу «Тётка Чарлея». «Я старый солдат, и не знаю слов любви…», «Бразилия, где очень много диких обезьян» — эти и другие фразы стали крылатыми благодаря советскому кинематографу, их знают и поклонники фильма, и даже те, кто по какой-то случайности никогда его не видел.

Театр не стесняется привлекать зрителя известностью кинокартины. Создатели спектакля не разрушают сложившиеся образы — оставляют имя тётке (в пьесе тётушку Чарли зовут Люциа) и название берут не оригинальное, а знакомое по фильму. Сюжет известен всем, пьесу местами зрители знают наизусть, но билеты все проданы, и на премьере публика не отпускает актёров со сцены.

Режиссёр спектакля — Пётр Орлов, и это уже говорит об уровне постановки. Ему одинаково удаётся и увлечь зрителя серьёзными темами Булгакова, и развеселить хорошей комедией. Над «Здравствуйте, я ваша тетя» Орлов впервые работал с художником-постановщиком Татьяной Петрушовой. Ей удалось создать «воздушное» пространство, которое отлично сочетается с лёгкостью самой постановки.

Начинают действие три внесюжетных персонажа, которые не были предусмотрены автором, но в постановке РДТ им отводится едва ли ни ключевое место. Кто ещё, если не три купидона, будут главными «двигателями» действия в спектакле, где все герои влюблены? Над сценой придуманный Татьяной Петрушовой «дождь» из зонтиков. Место действия — старая добрая Англия, и зонты — непременный атрибут её жителей. Раскрытые зонтики воспарили над сценой, и каждый укрывает под собой маленький огонёк. Спектакль начинается с пустого пространства — только зонты с огоньками и три купидона на тумбах. Ангелочки сразу отсылают зрителя к спектаклям режиссёра Роберта Уилсона и его эстетике, что явно показывает — рыбинский театр стремится существовать в диалоге с тем, что происходит в театральном мире. Два «тощих» (Сергей Молодцов и Сергей Батов) и один такой крупный ангелочек (Екатерина Таланова) — комическое трио, которое добавляет остроты действию и, вместе с тем, дополняет атмосферу непринуждённости.

Передвигающиеся ширмы — то, что уже стало знаком режиссуры Орлова. Сцена в его спектаклях — «пространство-трансформер». На глазах зрителя создаются комнаты, залы и оранжереи. Всё движется, и в игре актёров в этом спектакле тоже важна подвижность. Спектакль ещё и музыкальный — требует от актёра и хорошей пластики, и поставленного вокала. Очень важно в такой постановке, чтобы всё «срослось», чтобы в песнях и танцах была энергия. Каждая сцена, проходящая тяжело, сразу заметна зрителю, он начинает отвлекаться и скучать. Перипетии сюжета ему известны — он следит за игрой актёра. Поэтому спектакль очень трудно оценивать. Можно прийти в театр, когда актёры поймали настроение, все идёт легко, чувствуется непринуждённость, всё существует по законам фарса. А можно увидеть спектакль, когда актёры устали от материала, или просто что-то пошло не так, и ансамбль разваливается.

Кстати, актёрские работы, и это нужно понимать, в «Здравствуйте, я ваша тётя» неожиданные. Николай Шишигин становится донной Розой. Ценно в этой работе, в отличии от образа, созданного Калягиным, что тётушка никогда не перекрывает смешного, неуклюжего бродягу Бабса, который в неё и перевоплотился. За комической донной всегда существует романтический юноша, влюблённый в девушку-мечту, но который всегда не прочь «пощупать» молоденьких воспитанниц судьи Кригса. В роли судьи — Алексей Батраков. В подобных образах его ещё не приходилось видеть — скрюченный старикашка, напоминающий паука со своим шарфом-сеткой. Этот персонаж «оттеняет» общую картину в розовых тонах с песнями о любви.

Полковник сэр Фрэнсис Чеснэй (Владимир Калюкин) шокирует зрителя своим появлением в шотландском килте. Сын Джек (Павел Иванов) просит его принарядиться для донны Розы — хотя бы надеть штаны. Эта и другие сцены становятся комическими пассажами с участием полковника. Владимир Калюкин существует в некотором отстранении от своего героя — смотрит на него со стороны, и сам же над ним посмеивается. Такие ощущения подтверждают моменты интерактива, которых в «Здравствуйте, я ваша тётя» немало у всех персонажей.

Две пары влюблённых героев — похожи одна на другую, как близнецы. Но для каждой актёрам удалось найти изюминку — одни выглядят более юными, «хулиганистыми» (Дарья Виноградова и Павел Иванов), другие кажутся серьёзнее и интеллигентнее, но от этого только смешнее в своих необдуманных поступках, продиктованных любовью (Мария Калинич и Сергей Шарагин). И, конечно, украшает спектакль появление в финале Натальи Грациановой — выдержка, стать, справедливость и любовь к Фрэнсису, которую пронесла настоящая донна Роза через всю жизнь — всё это воплощает актриса в образе тёти.

В наше время очень редко удаётся увидеть хорошую комедию — именно комедию, а не пошлое зрелище. Имею в виду не «порнографию» или шутки ниже пояса, а эстетику и смыслы спектакля. Комедии Петра Орлова всегда на достойном уровне. Театральный язык, инструментарий не кажутся современными, экспериментальными, они рассчитаны на то, чтобы спектакль хорошо понимал массовый зритель. Смыслы, акценты, с которыми работает режиссёр — то, что никогда не выйдет из категории актуального. Орлову, если он берётся за комедию, всегда удаётся создать светлую, человеческую историю. «Здравствуйте, я ваша тётя» — не исключение. Стрелы купидонов попали не только в героев спектакля, но и в сердца зрителей.

Фото Татьяны Петрушовой

Поделиться мнением