В рыбинском театре в 50-60 годы был вполне приличный оркестр, с ним можно было ставить оперетты и даже оперы с балетами. В том оркестре работал скрипачом отец знакомого музыканта, товарища моей юности. Я ему немного завидовал. Тогда мы вместе учились в музыкальном училище, и я втайне думал: «вот он-то потомственный музыкант, а я — нет». Впоследствии мне рассказывал о рыбинском профессиональном оркестре глубокий знаток истории местной культуры, сам игравший в любительских оркестрах и руководивший ими, светлой памяти Михаил Захарович Зак.

Сейчас в связи с отсутствием в Рыбинске состоятельных гобоистов, фаготистов, контрабасистов, литавристов (а в самой недальней перспективе и представителей других традиционных для цивилизации музыкальных профессий) даже простенький мюзикл поставить невозможно. В музыкальной школе имени Чайковского в 2016-м году закрыли последний класс виолончели. А еще лет 20-30 назад виолончель преподавали почти во всех музыкальных школах. В городе, размером и населением сопоставимом с крупными европейскими университетскими городами, не преподают гобой, кларнет, фагот, трубу, валторну, тромбон, тубу, академические ударные.

Культура — как цветник. Если за ним каждый день ухаживать, вырастают дивные цветы.

Они будут радовать, прежде всего, тех, кто их выращивает, а также и всех, кто проходит мимо сада, побуждая остановиться, полюбоваться, понять что-то важное… Если цветник оставить на произвол судьбы, он зарастает сорняками, заваливается мусором, в нём поселяются и плодятся какие-нибудь гады.

Знакомый музыкант, до недавнего времени тромбонист Рыбинского муниципального оркестра, ныне живущий и работающий в Перу, рассказывает, что в день городского праздника на площадь города вышли 600 музыкантов. Есть профессионалы, большинство — любители. Оркестры есть во всех школах, колледжах, университетах, на предприятиях и даже в одном детском саду. И такое далеко не только в Перу.

Одними только музыкальными и оркестровыми вопросами культура сообщества, разумеется, не ограничивается. Однако эта частность свидетельствует о качественных и количественных характеристиках культурного процесса в целом.

А умные эллины и римляне ставили музыку в ряд основополагающих знаний человека (artes liberales), определяющих его гражданскую дееспособность.